Дороже денег

Могут ли существовать приходы без пожертвований прихожан

Недавно на странице «Одноклассников» я обнаружила изумляющую дискуссию. Суть дела вкратце: отец Николай, добрый знакомый нашей редакции, разместил сообщение о том, что у одного из жителей его прихода случилась беда: пожар уничтожил крышу и сильно повредил дом, который годами семья строила своими силами. Батюшка решил использовать соцсети и выложил фотографии погорельцев и их дома с просьбой всех своих друзей, прихожан, неравнодушных людей откликнуться и общим усилием помочь.
И что же я читаю в комментариях? «Пусть свою машину продаст», «пусть семью погорельцев в свой коттедж возьмет жить»… Отца Николая начали упрекать в том, что он пытается с людей деньги стрясти, хотя в церкви «и так все платно». Но разве о том шла речь изначально? Разве священник просил что-то для себя?
Мы встретились с отцом Николаем, чтобы услышать его комментарий.
— Я сделал вывод, что некоторых людей очень волнует тема кармана священника и хочу объяснить свое понимание, свое видение этого вопроса. Если коротко обобщить,  главная претензия у таких людей в том, «почему в церкви все платно». Мне пишут: «мы пришли крестить детей, а с нас за свечи, за икону, за свидетельство и пожертвование взяли». Мы, мол, идем к Богу с чистой душой, а с нас за это еще деньги берут. Попробую ответить, но для этого нужно на время поменяться местами. Я не буду вспоминать сейчас цитаты из Библии об обязательной десятине для верующих или о том, что в Европе она существует поныне, о том, что даже Христу и апостолам люди давали деньги на пищу и прочее необходимое.
Буду прозаичнее, подойду с точки зрения быта. Итак, у каждого храма есть свои сотрудники, и их должно быть достаточно для того, чтобы все в храме было на своем месте. В приходе должен быть профессиональный церковный хор (до 20 человек), должны быть просфорницы, свечницы, алтарники, сторожа, учителя и педагоги воскресной школы, в конце концов, уборщицы. В нашем небольшом по размерам храме, на краю города, и то 11 сотрудников. И вполне закономерно, что каждый из этих людей должен получать плату за свою работу. А потому, когда мы заходим сквозь цветочные клумбы в сияющий светом чистый теплый храм, мы должны понимать, что все здесь — плод человеческого труда, от испеченной просфоры и до благолепия икон. Вот там подмели и вымыли полы после службы, там всю весну на клумбах спины не разгибали, там воду нагрели и наносили ведрами в купель для крещения, а вот хор новое песнопение месяц разучивал на вечерних спевках, тут батюшка съездил в епархию свечи, книги и иконы привез. Все это незаметный, но очень важный труд церковных служителей, без него никуда.
Все начинается с мелочей. И в храме эти важные мелочи тоже нужно замечать. Когда меня укоряют за пожертвование на храм люди, с нанятыми профессиональными фотографом и видеооператором, я искренне недоумеваю – выходит, труд священника, когда он в свои руки трепетно берет дитя, и  за труд-то не считают. Но вот чтобы его труд заснять на память, люди заплатят несколько тысяч рублей. Это как история с благодарностью: отблагодарить врача — это коррупция, отблагодарить официанта — это хороший тон. Один жизнь спас, другой кофе принес. Нужно понимать, что есть вещи  вообще бесценные, несоизмеримые. Их нельзя оценивать. Спасение жизни, спасение души нельзя оценивать. Поэтому все, что происходит в храме – это не зарабатывание денег, это вообще не ради денег, а просто это необходимое условие для существования прихода и его тружеников. Нужно именно так это понимать. Я буду рад, если кто-то из читателей изменит свой взгляд на эту тему. В конце концов, за десять лет служения у меня лично не было случая отказа малоимущим в просьбе послужить для них, а в нашем приходе есть специальная полка для продуктов и бесплатных свечей, если кто-то находится в затруднительном положении. И вообще, когда это благодарность за доброе дело стала предосудительной?


Да, я понимаю, есть случаи, где соблазн сребролюбия над кем-то из духовенства взял верх. Увы, еще со времен Иуды кто-то выбирает серебро вместо Христа. Есть даже пословица на эту тему: «Служит не ради Иисуса, а ради хлеба куса». Но лично я  таких примеров в нашей епархии не знаю. И потом, если по одному судить обо всех апостолах – в этом будет страшная, фатальная ошибка. Нельзя делать правильное наблюдение и неправильный вывод. Нельзя обобщать. Если врач оказался непорядочным, нельзя же отказываться от медицины в целом. Так и тут, нельзя из-за кого-то одного отказываться от всех, от спасения своей души, от Церкви Христовой. И потом, не стоит забывать и обратную сторону дела – у нас есть масса бедных приходов, где у батюшки нет ни машины, ни жилья. В нашем округе существуют и такие приходы.
Есть миф, что государство помогает Церкви. Это не так, единственная форма состояния прихода – это ответственные за свой приход прихожане. Есть закономерность – о богатстве церкви и «жирных попах на Мерседесах» кричат те, кто  ни рубля на церковь не дал. Вся помощь и средства на храм в основе своей — благодаря ответственным прихожанам, которые любят свой приход, как семью, и участвуют в его жизни.. И, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто с заботой и ответственностью посещает свои приходы и вносит свою лепту в существование и благолепие Дома Божьего.
— Спасибо за обстоятельный ответ. Мало кто знает о таких важных деталях. Но всё-таки хочется вернуться к тому, что послужило темой дискуссии. Наверное, с помощью нашей газеты можно чем-то помочь погорельцам.
— Да, на Руси всегда откликались на чужую беду, особенно если она пришла в семью с маленькими детьми, потерявшими кров над головой. Наш приход посильно оказал участие, но если кто-то из  читателей газеты захотел бы тоже поучаствовать в помощи семье Виталия, то ниже приведены реквизиты карты Сбербанка, на которую делается сбор: 4276 0700 1298 0563.

Беседовала Лариса ЧАЩИНА,
фото Николая Дубинина

 
По теме
Сегодня, в день памяти старца Алексея, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме Старого Оскола.
Фото: Татьяна Санькова Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн В пещерном храме прошли сугубые прошения об упокоении душ безвинно убиенных на земле святого Белогорья и в террористическом акте в Красногорске.
В Белгородской семинарии была проведена тематическая встреча, посвященная аскетическому наследию преп. Паисия Святогорца - БПДС 27 марта 2024 года в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) совместно со Школой теолога Белгородского государственного национального исследовательского университета в рамках работы
БПДС
Сегодня, в день памяти старца Алексея, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме Старого Оскола.
9 Канал Старый Оскол
VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
Губернатор и правительство
Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
ЦБС Ракитянского района
В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
Центр соцобслуживания населения