Если быть – так лучшей!

Старооскольская выпускница набрала по 100 баллов по двум предметам

Почти все родители хотят, чтобы их ребенок отлично учился в школе, а затем  поступил в престижный вуз. И для достижения этой заветной цели  чуть ли не с детсадовского возраста нанимают для своих чад репетиторов. А сколько беспокойства по поводу ЕГЭ, от результатов которых зависит судьба школьника, его будущее… Бедные дети целый год «нарешивают» задачки по профильному предмету, так что в конце концов начинают его ненавидеть. Но всегда ли нужно тратить столько денег  на репетиторов? И как, и сколько  надо заниматься, чтобы получить  как можно больше баллов?  Ответы на эти и другие вопросы попробую получить у  выпускницы лицея №3 Александры Сысевой. Она  медалистка, а самый главный для нас интерес в том, что она дважды «стобалльница», то есть набрала по 100 баллов по русскому языку и химии. Для нашего региона это уникальный результат в этом году.
У хрупкой девочки несгибаемый стержень, это чувствуется сразу. Она имеет свою точку зрения на все. «В первую очередь многое зависит от желания самого ученика достичь хороших результатов, — говорит Саша. — Без заинтересованности, углубленности в предмет ничего не получится. Я видела, как некоторые ребята ходили два года к репетиторам, отваливали немалые деньги и получали результат не более 70-80 баллов. У меня никогда не было репетиторов, я принципиально против. Уроки заканчивались где-то в три часа дня, а я возвращалась домой только в пять, то есть еще около двух часов проводила в школе — подходила к своим учителям, задавала им вопросы. И они были рады тому, что человек интересуется предметом, ведь успех учителя в успехах его ученика. Причем я  порой просто сидела и беседовала с учителем о чем угодно, параллельно обсуждая вопросы по предмету».
Но для этого в школе должна быть особая атмосфера, не так ли?  «Школа для меня — это не только  место где получают знания, — продолжает Саша. — Это без преувеличения второй дом. Я недавно прочитала, что сейчас опять в образовании делается упор на то, что учитель должен  не только передавать знания, но и воспитывать личность. Но у нас в лицее это всегда было. У нас учителя старой закалки, имеют большой стаж, они стараются всю жизнь так работать. Наши учителя  воспитывали в нас культуру, а культура — это терпимость к окружающим. Мы никогда не смеялись, не издевались друг над другом. Если у кого-то трудная ситуация — подойдем и поддержим. И я рада, что с первого класса училась именно в третьем лицее. Я слышала, что  не везде так. Ученики из другой школы рассказывали: подходишь во внеурочное время к учителю с просьбой о помощи, а он говорит: не понял – иди к репетитору».
Прошу рассказать Сашу о тех учителях, кто помог ей добиться успеха.
— Это, прежде всего, Светлана Владимировна Попова, учитель химии, учитель года. В душе ей всегда будет 18 лет. Я стала заниматься химией, потому что нашла общий язык с учителем. Но это не значит, что я страстно влюблена в  химию. Это может быть больше рациональный подход. Помните, цитаты из  произведения Тургенева «Отцы и дети»?  Там и про химика есть слова: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».
Учитель по русскому языку Людмила Степановна Капба тоже дала не только знания, она вселила в меня какой-то боевой дух. Я с ней с пятого класса участвовала в олимпиадах, выполняла исследовательские работы. Она меня так напутствовала: «Выходишь и уверенно защищаешь свою исследовательскую работу, да так, чтобы все ахнули». ЕГЭ по русскому — дело непростое, надо было ответить на 24 вопроса и написать сочинение. Дали текст. В нем надо было  выделить темы, которые затрагивает автор, и по одной из них написать сочинение. Тема  была, кстати, интересная, о жизненной силе человека, то есть, какое бы горе ни выпало на твою долю, никогда не надо отчаиваться, надо идти дальше, не опускать руки.
Много хороших слов можно сказать об  учителе математики – это наш  классный руководитель Ирина Вячеславна Белая. Она знала, у кого какие проблемы, кто чем дышит, но на весь класс никогда это не объявляла, а пыталась помочь. В классе есть отличники, хорошисты и троечники, и она к каждому нашла подход, помогала  проявить себя, раскрыть способности.
У читателя может возникнуть вопрос — каждый ли ученик способен достичь таких результатов, проявляя усидчивость, терпение, настойчивость в учебе.  В Саше Сысоевой с детского сада отмечали  способности к аналитике. «Есть дети, которым надо попробовать, чтобы понять, как это работает, а мне сначала надо понять, осмыслить, а потом делать».


Но это не значит, что Саша без труда ловила рыбку из пруда. Год был напряженный, она хронически не высыпалась. Приходила домой после школы, обедала, немного отдыхала — и опять заниматься. Родители ее приучили с детства: если за что взялась, иди до конца.
Но возвращаемся к ЕГЭ, который одни называют игрой в рулетку, другие проверкой знаний. «Целенаправленно к ЕГЭ, на мой взгляд, не нужно готовиться, нужно просто старательно учиться, — говорит медалистка. — Я стала «нарешивать» ЕГЭ только где-то в апреле. А до марта  у меня была одна задача: участие в московской олимпиаде школьников по химии. Я там заняла призовое место, это гарантировало мне поступление в вуз без экзаменов. Сначала хотела поступать в МГУ, но в этом вузе выпендриваются и требуют ЕГЭ по четырем предметам. Да я и не люблю Москву, как и мои родители. Выбрала  Санкт-Петербургский госуниверситет, химический факультет. При университете есть институт химии. Я приехала в город рано утром, сдала первая документы – и все.  В прошлом году всем классом мы посетили этот город. Санкт-Петербург – город, где училась моя мама. Это не только один из самых красивых городов мира с уникальной историей и архитектурой, но и город высокой культуры. Там мы подошли к женщине, спросили, как пройти туда-то. Она улыбнулась, и все рассказала. В Москве спросишь, и тебе, скорее всего, ответят однозначно: «Я не знаю». Такое впечатление, что каждый за себя и сам по себе.
Главное в жизни — уважение к другим. Из этого строится все поведение человека. Как ты посмотришь на другого, как ты ответишь ему. Вот никто не видит, а ты все равно не выбросишь бумажку на пол. А бросишь — значит, не уважаешь других. У нас в классе было много воспитанных парней и девушек. Девочка, с которой я сидела за партой, мне особенно нравилась. Она всегда была терпима. Никогда никого не обидела, не оскорбила. На протяжении  учебы мы с ней дружили. Опрятная, аккуратная, уроки у нее всегда сделаны, даже в одиннадцатом классе, когда ученики на некоторые предметы «забили» совсем.
Что такое интеллигентность? Это не только манера разговаривать. Это и когда человек может выслушать, не зацикливаться на своей точке зрения,  может быть, поменять  свое мнение, если согласен с другим».
Саша молода, и человеку в ее возрасте свойственен в определенной степени максимализм. А как девушка со складом ума ученого, она все подвергает сомнению. «Я иногда сижу и думаю: а зачем мне это нужно — заниматься наукой?»
В связи с этим у меня возник вопрос: а не может случиться так, что ей химия станет неинтересной. Учитель физики ей говорила: «Саша, если бы ты уделяла больше внимания физике, ты и в ней достигла бы успехов». Она набрала 76 баллов по физике практически без подготовки. Поэтому, если будет заниматься чем-то другим, то не менее усердно и ответственно».
Стоял солнечный день, мы сидели в тени деревьев на Бульваре Дружбы. И передо мной была уже не школьница, а очень интересная, мыслящая девушка. Чехов писал, что в человеке должно быть все прекрасно. Саша стремится к этому. В одежде она безупречна и лаконична. Говорит, что еще до недавнего времени была  девочкой-подростком с хвостиком на голове. А сегодня выглядит, как девушка. Есть у неё свой вкус. Вместо брюк предпочитает платье, с иронией относится к рваным джинсам.
Саша уже заработала свои первые деньги. За каждый 100-балльный результат впервые в Белгородской области выпускникам будет выплачено по 50 тысяч рублей, так что ее первая «зарплата» составит 100 тысяч. В какой-то момент нашего разговора Саша произнесла: «А зачем мне эти сто баллов, если целый год я не видела  жизни, целый год просто сидела дома и готовилась?» Мы минуту с ней помолчим, а потом вместе придем к выводу, что без таких издержек ничего нельзя добиться, а знания — это тот ключ, который открывает любые двери. И чем богаче багаж  знаний, тем больше возможностей. Материальной цели – заработать в дальнейшем много денег, купить что-то, пока в голове у нее нет. «Конечно, материальная часть играет большую роль, хоть и говорят, что счастье не в деньгах. Но ведь хочется, например, поехать  куда-нибудь  за границу, посмотреть мир. Но пока моя цель – стать достойным человеком, держать выбранную мной планку и не подвести родителей и учителей».
Жаль, что такие люди, как Александра Сысоева, уезжают из нашего города и, скорее всего, не вернутся, чтобы жить и работать здесь. И дело не в том даже, что «утекают» мозги, а в том, что молодежь с таким воспитанием и культурой в большинстве своем оседает в крупных городах. Нам бы наращивать эту прослойку настоящей интеллигенции… Пожелаем успехов Александре!

Татьяна КАГРАМАНОВА, фото из архива
Александры Сысоевой

 
По теме
VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
Губернатор и правительство
Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
ЦБС Ракитянского района
В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
Центр соцобслуживания населения