Остановиться, чтоб идти вперед

Недавно православные христиане вступили в пост, который завершится 12 июля, в день апостолов Петра и Павла

Как обычно, мы обратились к другу нашей редакции Священнику храма Феодора Стратилата Николаю Дубинину, чтобы уточнить некоторые моменты.
— Петровский, или как его еще называют Апостольский пост, считается не таким строгим, как, скажем, Великий или Рождественский. Но все же, он у нас есть. Чем же обусловлен этот пост и почему он установлен в честь апостолов?
— Важно понимать —  выйти на проповедь распятого Христа для апостолов означало пойти на верную смерть. В итоге все они и были казнены, за исключением одного апостола Иоанна. «Мы проповедуем  Христа распятого иудеям в соблазн, грекам в безумие», — делится апостол Павел своими мыслями. Действительно, в те времена проповедь о Распятом Боге звучала как кощунство, как абсурд, ибо на крестах убивали самых страшных преступников. Наверное, было бы проще уговорить выйти замуж за пожизненно заключенного, чем убедить, что Бога оплевали, распяли и убили. Один христианский мыслитель второго века так и признается: «Верую, ибо абсурдно». Но там, где кончалась логика и здравый смысл, – начинала работать душа, оживало сердце. Где-то в глубине себя человек вдруг чувствовал, да, да – Бог есть истинная любовь, любовь распятая, любовь, отдавшая себя без остатка. Да, я верую, что мой Создатель мною дорожит, Он вышел меня отыскать, Он не подсчитывает на небесном калькуляторе все мои грехи и ошибки, нет, но Он пришел за них умереть, дабы я ожил. Вот какой мой Бог! Однако проповедать об умершем могли лишь те, кто и сам был готов умереть. Именно они, святые апостолы, должны были стать новыми овцами заклания, дабы принести весть о Христе во все концы земли.  «Вот Я посылаю вас как овец среди волков… идите, научите все народы»…» — призыв, с которым Воскресший обращается ко своим последователям, апостолам. Призыв возвещать Бога людям, делиться сокровенным. Уметь дарить Самое драгоценное, чтобы, отдавая, Его же и приобретать. Но мир сложен. Подчас в нем теряешься, запутываешься так, что кажется, будто не видишь не только Бога, но и настоящего себя. Как не потеряться? Этот вопрос точит очень многих из нас, подчас оказываясь невысказанным, но прочувствованным в тоске длящейся суеты.
Мне очень понравилась заметка в Facebook моего друга отца Дионисия Костомарова. Церковный пост — время остановиться, считает он. И пусть это прозвучит парадоксально, но остановиться, чтобы идти. Ведь трагически часто бывает в жизни, что мы спешим, торопимся, бежим лишь чтобы в один миг осознать, что этот изнуряющий бег был движением по кругу. Не привел нас никуда, но отнял почти все силы. И тогда важно задуматься о конечной точке. О том, чего мы по-настоящему хотим, куда и за Кем по-настоящему нужно следовать.


Сколь часто в представлении церковных людей пост представляется усложнением обрядовой стороны «устава» христианской жизни: это время суровее относиться к себе, ограничивать развлечения, быть скромным в пище, больше молиться. Верен ли подобный подход? С одной стороны, разумеется, опыт аскезы полезен. Полезно умение контролировать свои желания, не идти на поводу малейших перемен настроения и так дальше. Все это действительно хорошо и может быть очень полезно. Но хорошо до той поры, пока не становится самоцелью. Потому что пост не о голоде физическом, но о голоде по Господу. О том голоде и жажде, которые утолить можно только Христом. О голоде вечности.
А ведь для того, чтобы эту вечность почувствовать, нужно не только и не столько сменить меню блюд обеденного стола. Нужно остановиться и прислушаться. Войти во внутреннюю тишину и помолиться Богу, который в тайне. Спросить не о том, «что мне есть или что пить», но главное и единое на потребу.
Поэтому пост есть удивительное время, когда нужно вновь и вновь учиться простым и почти детским вопросам, о которых подчас забываешь: «Отче Небесный, скажи мне, не трачу ли я жизнь зря? И если так, то дай силы это прекратить.
Отче Небесный, скажи мне, правильно ли я веду себя по отношению к миру, который Ты мне дал? К людям, с которыми Ты меня сводишь?
Отче Небесный, скажи мне, чего мне не хватает, чтобы быть ближе к Тебе?»
С таких вопросов начинается пост — время остановиться, чтобы идти вперед. Идти по духовному миру, география которого парадоксальна: можно заблудиться и очень далеко бежать от Творца. Так далеко, что, возможно, покажется, что навсегда Его потерял. Но если стать и оглядеться, то окажется, что Он всегда был рядом. И достаточно повернуться к Нему и сделать шаг.
«Идите, научите все народы», — с воспоминания этих слов мы начали думать об апостольском посте. Но невозможно научить, самому не зная. Невозможно дать, если сам не имеешь. Будем искать главное, будем учиться вечному. Ведь каждого из нас Бог желает видеть своим посланником в этом мире.

Беседовала Лариса ЧАЩИНА

 
По теме
Фото: Татьяна Санькова Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн В пещерном храме прошли сугубые прошения об упокоении душ безвинно убиенных на земле святого Белогорья и в террористическом акте в Красногорске.
В Белгородской семинарии была проведена тематическая встреча, посвященная аскетическому наследию преп. Паисия Святогорца - БПДС 27 марта 2024 года в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) совместно со Школой теолога Белгородского государственного национального исследовательского университета в рамках работы
БПДС
Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
ЦБС Ракитянского района
В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
Центр соцобслуживания населения